www.zhuldyz.kz/?type=magazine&iid=12&aid=242
Коллаж — предмет декоративного убранства. Название произошло от французского слова «collage», что означает «наклеивание».
Коллаж как элемент декорирования комнат был очень популярен в XVII-XVIII вв., хотя в те времена ещё не было столь интересных для этой работы материалов и таких хороших синтетических клеев, как сейчас.
Популярной темой для флористических коллажей в период великих географических и ботанических открытий были гербарные листы с заморскими растениями, которые, оправленные в рамы, украшали кабинеты ученых и приемные деловых людей.
Использовались и другие, порой необычные материалы, например, морские водоросли. Промытые в пресной воде и отбеленные на солнце, они высушивались между страниц старых журналов и подкрашивались. Водоросли черного, коричневого, светло-коричневого и серо-зеленого цветов приклеивались к основе с помощью смолы трагант и белого уксуса.
В начале XX века многие художники увлекались коллажами из различных материалов. Известен выполненный в этот период большой яркий коллаж Анри Матисса «Улитка», который выставлялся в Лондоне, в галерее Тейт. Широко известны талантливые коллажные работы С. Параджанова: «Герб английского адмиралтейства» (1984), «Ореховое варенье» (1986), «Соломенная рыба» (1983) и другие. Они выполнены из бумаги, раковин, пряностей (кардамон, корица, гвоздика), ореховой скорлупы, сухих растений и других материалов.
Сам термин «коллаж» во флористике не был широко распространен до настоящего времени. Чаще он ассоциировался с произведениями, выполненными в абстрактном или свободном стиле, а не с милыми классическими картинами из цветов и декоративными рельефами из плодов и семян. Сейчас подобные работы во флористике объединены термином в одну группу. Сюда относятся все работы декоративного свойства из плоского и рельефного растительного материала, приклеенного к любой поверхности.
Помимо растений в этих изделиях могут присутствовать и другой природный материал — камни, раковины, бумага, кожа, перья, чешуя и т.п. Эти «смешанные» коллажи (mixed media) тоже считают флористической работой, если посторонний материал в них не доминирует.
Художественно выполненный флористический коллаж будет также привлекателен, как акварель, живопись маслом и скульптура. Ведь художнику-коллажисту приходится решать сходные проблемы, касающиеся композиции, цвета, фактуры, равновесия, гармонии между содержанием и формой произведения.
В коллажах возможно применение различных техник декоративного искусства. Коллажисту необходимо знание и понимание специфики растительного материала, возможности его модифицирования (окрашивание, скелетизирование, послойное наложение и т.п.). Для начала необходимо хотя бы минимальное понимание как старых традиционных техник, так и современных приемов. С течением времени вырабатывается свой стиль, начинается поиск, а то и изобретение новой техники, экспериментирование с фактурой и цветом такого обширного мира природы, какому может позавидовать любой художник, работающий в традиционных формах.
Все стили и способы самовыражения возможны в коллаже, главное начать собирательство!
Создание коллажа включает следующие этапы:
Выбор растительного материала и его высушивание;
Выбор основы (фона) и рамки;
Выбор темы и стиля решения работы;
Раскладка материала на основе (эскиз);
Подклеивание;
Изготовление паспарту или сборка в рамке.
Композиционное построение флористического коллажа должно соответствовать общим принципам создания произведения живописи. Здесь присутствуют основные элементы дизайна — цвет, фактура, форма, контур, пространство рамы, в которую он вписан. Используемые элементы должны быть применены с учетом баланса, контраста, ритма, центра интереса, масштаба и пропорциональности, чтобы получить гармоничное ошибочное произведение.
Коллажи бывают плоскостные, пейзажные, полуобъемные, объемные и рельефные.
Плоскостные коллажи
Под этим названием объединяют все коллажные работы, выполненные из достаточно плоского материала, который можно закрыть стеклом в раме. Это, в первую очередь, листья и цветы, высушенные гербарным способом; листья, обработанные глицерином и выдержанные под прессом. Здесь используются также тонкие срезы коры и мелкие семена, а из сопутствующих материалов — куски кожи, ткани, пряжа, пластинки слюды и другое. Весь этот материал наклеивается на твердую гладкую основу с нанесенным красками фоном.
Пейзажные коллажи
Правильно составить композицию задуманного пейзажа невозможно без умения работы с перспективой, которая создается путем умело выполненного переднего, среднего и заднего планов, фона, а также выбора формата паспарту или рамки. Будет ли пейзаж заключен в вертикальную или горизонтальную рамку, об этом нужно подумать в первую очередь. Фон играет активную роль в пейзаже. Он может быть выполнен в разной технике (аппликация из растительного материала, акварель или масленые краски). Располагая на разном уровне линию горизонта, можно больше или меньше привлекать внимание к фону (если опускать линию горизонта, больше внимания уделяется небу, если поднимать — земле).
Также как и в любой композиции наиболее интересный или яркий объект в коллаже можно сдвигать по отношению к центру для того, чтобы в картине ощущалось больше движения.
Передний план в пейзажной композиции не должен слишком доминировать, с ним надо быть осторожным, чтобы не отвлекать внимание от картины в целом.
Объемный коллаж
Букет цветов. Существует несколько способов изображения букета в раме в коллажной технике. Это могут быть достаточно рельефные произведения, которые обычно не закрывают стеклом, а также плоские или почти плоские, которые можно закрыть стеклом.
Правильное размещение вазы, а также теней, падающих от нее и букета, искусно выклеенные задний и нижний фон, правильное размещение цветов в букете (анфас и профиль), четкое направление формообразующих линий (ветки, листья) позволяют создать ощущение объема и перспективы в картине. Здесь обычно все выполнено из растительного материала. Допускается предварительное окрашивание отдельных фрагментов в тон натуральной подсветке. Однако наиболее художественные работы отличаются искусным подбором и использованием именно естественной окраски, что достигается хорошим знанием растительного материала и тщательной его консервацией.
Выбранная для букета форма (шаровидная, овальная, треугольная, серповидная) будет более четкой, если формообразующие линии из веточек, колосовидных соцветий или линейных листьев не будут пересекаться или не будут закрыты крупными цветками.
Визуальное движение в букете можно создать ритмичной расстановкой ярких и убывающих по размеру цветов (акцентов) или нюансовыми линиями из трав.
Заполнение формы чаще встречается массивное (полное) или линейно-массивное.
Травы с ажурными метелками или мелко цветковые (гипсофила, кермек) создают ощущение легкости и воздушности в букете.
Не стоит перенасыщать букет большим разнообразием видов растений, следует обращать внимание на хорошие пропорции между их представителями. Хорошо использовать цветы и листья с разной фактурой, особенно в больших букетах.
Следует помнить, что асимметрия в композиции вызывает больший интерес, чем симметрия. Расположение более светлых и ярких растений в одной из частей букета не только усилит впечатление от композиции, но создаст ощущение света и тени. Отсюда понятно, что размещение, разбрасывание по всему букету белых цветов делает композицию неинтересной и плоской.
Рельефные коллажи
Работы, где использованы выпуклый материал и неровное покрытие основы, которые не помещают в раму под стекло, можно отнести к рельефным коллажам. Они могут быть выполнены при помощи фактурного объемного растительного материала (плоды, ветки, корни, кора, крупные семена, шишки, мхи и другое) на гладкой основе картона, доски или на той же основе, но с рельефным покрытием.
Идеально подходит для этого монтажная пена с замедленным затвердеванием. Она наносится на основу и моделируется. На еще не застывшую массу можно наносить другие материалы. Частой темой рельефного коллажа являются разнообразные фигурки животных и птиц, портреты людей. Мы в студии используем технику соленого теста для создания разнообразных картин рельефного коллажа.
Коллаж — предмет декоративного убранства. Название произошло от французского слова «collage», что означает «наклеивание».
Коллаж как элемент декорирования комнат был очень популярен в XVII-XVIII вв., хотя в те времена ещё не было столь интересных для этой работы материалов и таких хороших синтетических клеев, как сейчас.
Популярной темой для флористических коллажей в период великих географических и ботанических открытий были гербарные листы с заморскими растениями, которые, оправленные в рамы, украшали кабинеты ученых и приемные деловых людей.
Использовались и другие, порой необычные материалы, например, морские водоросли. Промытые в пресной воде и отбеленные на солнце, они высушивались между страниц старых журналов и подкрашивались. Водоросли черного, коричневого, светло-коричневого и серо-зеленого цветов приклеивались к основе с помощью смолы трагант и белого уксуса.
В начале XX века многие художники увлекались коллажами из различных материалов. Известен выполненный в этот период большой яркий коллаж Анри Матисса «Улитка», который выставлялся в Лондоне, в галерее Тейт. Широко известны талантливые коллажные работы С. Параджанова: «Герб английского адмиралтейства» (1984), «Ореховое варенье» (1986), «Соломенная рыба» (1983) и другие. Они выполнены из бумаги, раковин, пряностей (кардамон, корица, гвоздика), ореховой скорлупы, сухих растений и других материалов.
Сам термин «коллаж» во флористике не был широко распространен до настоящего времени. Чаще он ассоциировался с произведениями, выполненными в абстрактном или свободном стиле, а не с милыми классическими картинами из цветов и декоративными рельефами из плодов и семян. Сейчас подобные работы во флористике объединены термином в одну группу. Сюда относятся все работы декоративного свойства из плоского и рельефного растительного материала, приклеенного к любой поверхности.
Помимо растений в этих изделиях могут присутствовать и другой природный материал — камни, раковины, бумага, кожа, перья, чешуя и т.п. Эти «смешанные» коллажи (mixed media) тоже считают флористической работой, если посторонний материал в них не доминирует.
Художественно выполненный флористический коллаж будет также привлекателен, как акварель, живопись маслом и скульптура. Ведь художнику-коллажисту приходится решать сходные проблемы, касающиеся композиции, цвета, фактуры, равновесия, гармонии между содержанием и формой произведения.
В коллажах возможно применение различных техник декоративного искусства. Коллажисту необходимо знание и понимание специфики растительного материала, возможности его модифицирования (окрашивание, скелетизирование, послойное наложение и т.п.). Для начала необходимо хотя бы минимальное понимание как старых традиционных техник, так и современных приемов. С течением времени вырабатывается свой стиль, начинается поиск, а то и изобретение новой техники, экспериментирование с фактурой и цветом такого обширного мира природы, какому может позавидовать любой художник, работающий в традиционных формах.
Все стили и способы самовыражения возможны в коллаже, главное начать собирательство!
Создание коллажа включает следующие этапы:
Выбор растительного материала и его высушивание;
Выбор основы (фона) и рамки;
Выбор темы и стиля решения работы;
Раскладка материала на основе (эскиз);
Подклеивание;
Изготовление паспарту или сборка в рамке.
Композиционное построение флористического коллажа должно соответствовать общим принципам создания произведения живописи. Здесь присутствуют основные элементы дизайна — цвет, фактура, форма, контур, пространство рамы, в которую он вписан. Используемые элементы должны быть применены с учетом баланса, контраста, ритма, центра интереса, масштаба и пропорциональности, чтобы получить гармоничное ошибочное произведение.
Коллажи бывают плоскостные, пейзажные, полуобъемные, объемные и рельефные.
Плоскостные коллажи
Под этим названием объединяют все коллажные работы, выполненные из достаточно плоского материала, который можно закрыть стеклом в раме. Это, в первую очередь, листья и цветы, высушенные гербарным способом; листья, обработанные глицерином и выдержанные под прессом. Здесь используются также тонкие срезы коры и мелкие семена, а из сопутствующих материалов — куски кожи, ткани, пряжа, пластинки слюды и другое. Весь этот материал наклеивается на твердую гладкую основу с нанесенным красками фоном.
Пейзажные коллажи
Правильно составить композицию задуманного пейзажа невозможно без умения работы с перспективой, которая создается путем умело выполненного переднего, среднего и заднего планов, фона, а также выбора формата паспарту или рамки. Будет ли пейзаж заключен в вертикальную или горизонтальную рамку, об этом нужно подумать в первую очередь. Фон играет активную роль в пейзаже. Он может быть выполнен в разной технике (аппликация из растительного материала, акварель или масленые краски). Располагая на разном уровне линию горизонта, можно больше или меньше привлекать внимание к фону (если опускать линию горизонта, больше внимания уделяется небу, если поднимать — земле).
Также как и в любой композиции наиболее интересный или яркий объект в коллаже можно сдвигать по отношению к центру для того, чтобы в картине ощущалось больше движения.
Передний план в пейзажной композиции не должен слишком доминировать, с ним надо быть осторожным, чтобы не отвлекать внимание от картины в целом.
Объемный коллаж
Букет цветов. Существует несколько способов изображения букета в раме в коллажной технике. Это могут быть достаточно рельефные произведения, которые обычно не закрывают стеклом, а также плоские или почти плоские, которые можно закрыть стеклом.
Правильное размещение вазы, а также теней, падающих от нее и букета, искусно выклеенные задний и нижний фон, правильное размещение цветов в букете (анфас и профиль), четкое направление формообразующих линий (ветки, листья) позволяют создать ощущение объема и перспективы в картине. Здесь обычно все выполнено из растительного материала. Допускается предварительное окрашивание отдельных фрагментов в тон натуральной подсветке. Однако наиболее художественные работы отличаются искусным подбором и использованием именно естественной окраски, что достигается хорошим знанием растительного материала и тщательной его консервацией.
Выбранная для букета форма (шаровидная, овальная, треугольная, серповидная) будет более четкой, если формообразующие линии из веточек, колосовидных соцветий или линейных листьев не будут пересекаться или не будут закрыты крупными цветками.
Визуальное движение в букете можно создать ритмичной расстановкой ярких и убывающих по размеру цветов (акцентов) или нюансовыми линиями из трав.
Заполнение формы чаще встречается массивное (полное) или линейно-массивное.
Травы с ажурными метелками или мелко цветковые (гипсофила, кермек) создают ощущение легкости и воздушности в букете.
Не стоит перенасыщать букет большим разнообразием видов растений, следует обращать внимание на хорошие пропорции между их представителями. Хорошо использовать цветы и листья с разной фактурой, особенно в больших букетах.
Следует помнить, что асимметрия в композиции вызывает больший интерес, чем симметрия. Расположение более светлых и ярких растений в одной из частей букета не только усилит впечатление от композиции, но создаст ощущение света и тени. Отсюда понятно, что размещение, разбрасывание по всему букету белых цветов делает композицию неинтересной и плоской.
Рельефные коллажи
Работы, где использованы выпуклый материал и неровное покрытие основы, которые не помещают в раму под стекло, можно отнести к рельефным коллажам. Они могут быть выполнены при помощи фактурного объемного растительного материала (плоды, ветки, корни, кора, крупные семена, шишки, мхи и другое) на гладкой основе картона, доски или на той же основе, но с рельефным покрытием.
Идеально подходит для этого монтажная пена с замедленным затвердеванием. Она наносится на основу и моделируется. На еще не застывшую массу можно наносить другие материалы. Частой темой рельефного коллажа являются разнообразные фигурки животных и птиц, портреты людей. Мы в студии используем технику соленого теста для создания разнообразных картин рельефного коллажа.