При взгляде на название романа «История мира в 10 ½ главах» приходит на ум, что это – художественное описание важнейших, на взгляд автора, событий мировой истории. На самом деле это совершенно не так.
Джулиан Барнс (род. в 1946г. в Англии, издавался под псевдонимом Дэн Кавана) считает, что «история - это ведь не то, что случилось. История - это всего лишь то, что рассказывают нам историки" (с). Поэтому у Барнса своя позиция - альтернативный взгляд на устоявшиеся критерии, неприемлемость иерархичности в восприятии Истории и действительности. Он предлагает нам истории, в которых частные, несущественные происшествия становятся потенциально важными для отдельного человека, могущего и должного иметь собственный взгляд на Историю (как может иметь его хотя бы древесный червь, так или иначе присутствующий в каждой из глав). Происходящие в истории нелогичности и нелепости видятся людям, воспринимающим историю только как череду битв и великих деяний, лишь случайными и частными. А с точки зрения Барнса – из-за этих нелепостей и случайностей рушатся судьбы и меняется мир.
Аллегории этих нелепостей и случайностей - разбросанные по тексту аллюзии на другие главы, связывающие события, отстоящие друг от друга во времени и расстоянии (древесные черви, Ноев ковчег и другие, менее важные). В романе Барнса налицо и все характерные внешние признаки постмодернизма – цитирование произведений литературного наследия (Ветхий завет), переосмысление элементов культуры прошлого (миф об Ионе, Ноев ковчег, произведения изобразительного искусства), и репрезентация по ходу романа одного и того же сюжета (Потоп).
Роман состоит из 10 глав и интермедии.
1.Безбилетник. Альтернативная история Всемирного потопа (Ной – пьяница; животных взяли не всех, а самых хитрых, изворотливых; в пути некоторых съели) ведется от «лица» древесного червя.
2. Гости. Корабль, на котором плывут в-основном семейные пары (каждой твари по паре), захвачен ближневосточными террористами, отделяющими чистых от нечистых.
3. Религиозные войны. Судебный процесс, где одна сторона – упавший с трона, подъеденного древесными червями, Епископ и его паства, с другой – эти самые черви.
4. Уцелевшая. Героиня, живя в мире, где ее никто не понимает, озабоченная судьбой отравленных радиацией северных оленей (не имеющих к ней никакого отношения), и вообще судьбой оторвавшегося от природы человечества, бросает привычную жизнь и отправляется на лодке в одиночное плавание.
5. Кораблекрушение. Описание картины Жерико «Плот «Медузы» в духе экзистенциальной драмы, где акцент ставится не на героизме выживших в катастрофе людей, а на катастрофе человеческого духа: кто-то – отчаялся, кто-то - равнодушен, а иные, сделавшие свой выбор в пользу надежды, не сломлены и продолжают махать уплывающему (или подплывающему?) кораблю.
6. Гора. Дочь, верящая в Бога, хоронит неверующего отца. Чтобы дать его душе шанс не погрузиться навеки во мрак, а предстать перед Божьим судом, она отправляется на гору Арарат, чтобы в святом месте, где нашел пристанище Ноев ковчег, помолиться о спасении души отца.
7. Три простые истории, объединенные мыслью: «история повторяется, первый раз как трагедия, второй раз как фарс»(с) 1. Про спасшегося переодетого в женское платье пассажира «Титаника». 2. Миф об Ионе и ките и подобных случаях с моряками. 3. Про судно с выгнанными из Германии евреями, которое не хотела принимать ни одна страна мира. Их скитания по морю длились ровно сорок дней и сорок ночей.
8. Вверх по реке. Письма актера, пребывающего на съемках в джунглях и после общения с индейцами начинающего иначе воспринимать окружающее.
Интермедия (это та полглава, заявленная в названии) – размышления о любви.
9. Проект «Арарат». Астронавт, побывавший на Луне и услышавший повеление Бога искать Ноев ковчег, снаряжает экспедицию на Арарат.
10. Сон. Герой попадает в нескончаемый Рай - такой, какой каждый человек его себе представляет.
community.livejournal.com/chto_chitat/6424642.h...
Джулиан Барнс (род. в 1946г. в Англии, издавался под псевдонимом Дэн Кавана) считает, что «история - это ведь не то, что случилось. История - это всего лишь то, что рассказывают нам историки" (с). Поэтому у Барнса своя позиция - альтернативный взгляд на устоявшиеся критерии, неприемлемость иерархичности в восприятии Истории и действительности. Он предлагает нам истории, в которых частные, несущественные происшествия становятся потенциально важными для отдельного человека, могущего и должного иметь собственный взгляд на Историю (как может иметь его хотя бы древесный червь, так или иначе присутствующий в каждой из глав). Происходящие в истории нелогичности и нелепости видятся людям, воспринимающим историю только как череду битв и великих деяний, лишь случайными и частными. А с точки зрения Барнса – из-за этих нелепостей и случайностей рушатся судьбы и меняется мир.
Аллегории этих нелепостей и случайностей - разбросанные по тексту аллюзии на другие главы, связывающие события, отстоящие друг от друга во времени и расстоянии (древесные черви, Ноев ковчег и другие, менее важные). В романе Барнса налицо и все характерные внешние признаки постмодернизма – цитирование произведений литературного наследия (Ветхий завет), переосмысление элементов культуры прошлого (миф об Ионе, Ноев ковчег, произведения изобразительного искусства), и репрезентация по ходу романа одного и того же сюжета (Потоп).
Роман состоит из 10 глав и интермедии.
1.Безбилетник. Альтернативная история Всемирного потопа (Ной – пьяница; животных взяли не всех, а самых хитрых, изворотливых; в пути некоторых съели) ведется от «лица» древесного червя.
2. Гости. Корабль, на котором плывут в-основном семейные пары (каждой твари по паре), захвачен ближневосточными террористами, отделяющими чистых от нечистых.
3. Религиозные войны. Судебный процесс, где одна сторона – упавший с трона, подъеденного древесными червями, Епископ и его паства, с другой – эти самые черви.
4. Уцелевшая. Героиня, живя в мире, где ее никто не понимает, озабоченная судьбой отравленных радиацией северных оленей (не имеющих к ней никакого отношения), и вообще судьбой оторвавшегося от природы человечества, бросает привычную жизнь и отправляется на лодке в одиночное плавание.
5. Кораблекрушение. Описание картины Жерико «Плот «Медузы» в духе экзистенциальной драмы, где акцент ставится не на героизме выживших в катастрофе людей, а на катастрофе человеческого духа: кто-то – отчаялся, кто-то - равнодушен, а иные, сделавшие свой выбор в пользу надежды, не сломлены и продолжают махать уплывающему (или подплывающему?) кораблю.
6. Гора. Дочь, верящая в Бога, хоронит неверующего отца. Чтобы дать его душе шанс не погрузиться навеки во мрак, а предстать перед Божьим судом, она отправляется на гору Арарат, чтобы в святом месте, где нашел пристанище Ноев ковчег, помолиться о спасении души отца.
7. Три простые истории, объединенные мыслью: «история повторяется, первый раз как трагедия, второй раз как фарс»(с) 1. Про спасшегося переодетого в женское платье пассажира «Титаника». 2. Миф об Ионе и ките и подобных случаях с моряками. 3. Про судно с выгнанными из Германии евреями, которое не хотела принимать ни одна страна мира. Их скитания по морю длились ровно сорок дней и сорок ночей.
8. Вверх по реке. Письма актера, пребывающего на съемках в джунглях и после общения с индейцами начинающего иначе воспринимать окружающее.
Интермедия (это та полглава, заявленная в названии) – размышления о любви.
9. Проект «Арарат». Астронавт, побывавший на Луне и услышавший повеление Бога искать Ноев ковчег, снаряжает экспедицию на Арарат.
10. Сон. Герой попадает в нескончаемый Рай - такой, какой каждый человек его себе представляет.
community.livejournal.com/chto_chitat/6424642.h...