Сулейманов Михаил
Я никогда не видел разумной, грамотной, помогающей критики... умный
преподаватель может скорректировать, посоветовать, подправить,
критик только выражает себя, самоутверждается, действует как бы
в полусне и по программе. Личностные особенности мешают критику
оценить положительные стороны чужой работы, разные работы критик
зачастую критикует одинаково, следуя пословице о соринке в
чужом глазу.
Вот классификация разных видов критики:
"Спортсменская" критика. Картина воспринимается как спортивное достижение.
критик ценит мужественность, физическую силу и её проявления, хвалит так:
"мужик", "взял планку", "поднял тему" (будто речь о штанге), ругает: "не попал"
(промахнулся), "слабо", "вяло", "недожал", "бабская живопись".
"Умственная" критика. Критик воспринимает картину как аргумент, манифест,
реплику, в общем, как высказывание, текст. Оценивает так: "невнятно",
"сомнительно", "не читается", "наврал", "непонятно, что хотел сказать автор".
Критика "по фене". Критик щеголяет "профессиональным" жаргоном, отчего его речь
враждует с русским языком, становится сюрреалистичной и понятной только ему самому
(и то не всегда).
Употребляет всякие "термины" наподобие "заслонка","пересчёт" "отскочило",
"завернулось", "руку можно просунуть" и т.д
пример критики: "плоскость падает, в композиции дыра, синий кобальт рвёт воду",
"лобовой ход, скелетом наружу", "у цвета нет развития", "рефлексы забивают идею".
Критик "неадекват". глядя на картину, ничего не понимает, однако начинает бурно
фантазировать, выдавая свои личные ассоциации. Картина в данном случае выступает
лакмусовой бумажкой и материалом для проективного теста (см. многочисленные
анекдоты про тест Роршаха).
Несёт полнейшую безумную чушь невпопад: "эти пятна выглядят угрожающе",
"творчество N - это происки международного сионизма", "агрессивная живопись",
"от работы веет негативом", "персонаж справа кушать хочет".
О портрете: "такое лицо, как будто..." (дальше фантазии и откровенный бред).
"Туалетный" критик: любит чистоту, аккуратность, усидчивость, не любит то, что
кажется ему "грязью" (грязью кажется многое, да почти всё), туалетный критик
считает себя охранителем морали и "ценностей". Ругает так: "мазня", "дерьмо",
"вам бы на стенках в туалете рисовать", "вы посягнули на самое святое, на наши
ценности". Для туалетного критика очень важна цена, он всегда считает чужие
деньги: "что за дешёвка", "вы наверное себя гением считаете, раз такую цену
поставили", "неужели это дерьмо покупают?" и пр.
Ещё странные критики бывают, я их называю "кулинарные". Говорят: "слащаво", "остро",
"дурной вкус", "пересолил", "скороспелая, незрелая живопись"... Похвалы, конечно же,
такие: "слюнки текут", "так бы и съел" и т.п.
Я никогда не видел разумной, грамотной, помогающей критики... умный
преподаватель может скорректировать, посоветовать, подправить,
критик только выражает себя, самоутверждается, действует как бы
в полусне и по программе. Личностные особенности мешают критику
оценить положительные стороны чужой работы, разные работы критик
зачастую критикует одинаково, следуя пословице о соринке в
чужом глазу.
Вот классификация разных видов критики:
"Спортсменская" критика. Картина воспринимается как спортивное достижение.
критик ценит мужественность, физическую силу и её проявления, хвалит так:
"мужик", "взял планку", "поднял тему" (будто речь о штанге), ругает: "не попал"
(промахнулся), "слабо", "вяло", "недожал", "бабская живопись".
"Умственная" критика. Критик воспринимает картину как аргумент, манифест,
реплику, в общем, как высказывание, текст. Оценивает так: "невнятно",
"сомнительно", "не читается", "наврал", "непонятно, что хотел сказать автор".
Критика "по фене". Критик щеголяет "профессиональным" жаргоном, отчего его речь
враждует с русским языком, становится сюрреалистичной и понятной только ему самому
(и то не всегда).
Употребляет всякие "термины" наподобие "заслонка","пересчёт" "отскочило",
"завернулось", "руку можно просунуть" и т.д
пример критики: "плоскость падает, в композиции дыра, синий кобальт рвёт воду",
"лобовой ход, скелетом наружу", "у цвета нет развития", "рефлексы забивают идею".
Критик "неадекват". глядя на картину, ничего не понимает, однако начинает бурно
фантазировать, выдавая свои личные ассоциации. Картина в данном случае выступает
лакмусовой бумажкой и материалом для проективного теста (см. многочисленные
анекдоты про тест Роршаха).
Несёт полнейшую безумную чушь невпопад: "эти пятна выглядят угрожающе",
"творчество N - это происки международного сионизма", "агрессивная живопись",
"от работы веет негативом", "персонаж справа кушать хочет".
О портрете: "такое лицо, как будто..." (дальше фантазии и откровенный бред).
"Туалетный" критик: любит чистоту, аккуратность, усидчивость, не любит то, что
кажется ему "грязью" (грязью кажется многое, да почти всё), туалетный критик
считает себя охранителем морали и "ценностей". Ругает так: "мазня", "дерьмо",
"вам бы на стенках в туалете рисовать", "вы посягнули на самое святое, на наши
ценности". Для туалетного критика очень важна цена, он всегда считает чужие
деньги: "что за дешёвка", "вы наверное себя гением считаете, раз такую цену
поставили", "неужели это дерьмо покупают?" и пр.
Ещё странные критики бывают, я их называю "кулинарные". Говорят: "слащаво", "остро",
"дурной вкус", "пересолил", "скороспелая, незрелая живопись"... Похвалы, конечно же,
такие: "слюнки текут", "так бы и съел" и т.п.